Почему польские католики изучают православную иконопись?

Варшава — В католической Польше растет интерес к  православным иконам. Во многих польских городах возникают мастерские, курсы иконописи, где обучаются представители самых разных профессий. Как отмечают мастера-иконописцы, икона становится привычным атрибутом польских семейных традиций. Почему же польские католики увлекаются искусством характерным для православия?

Варшавянка Мирослава Хоецки рисует, или как она подчеркивает пишет, уже четвертую свою икону. Два года он учится в варшавской мастерской «Дорога иконы», который действует при монастыре отцов-иезуитов. Программист по специальности, Мирослава Хоецки захвачена кропотливым процессом создания образов святых. По ее словам, иконопись имеет непостижимую силу, которая изменяет озабоченного жителя большого города к лучшему.

На вопрос о том, что ей дает икона, Хоецки не колеблясь, ответила: «Смысл жизни, то, что самое важное в жизни человека, т.е. Бога, а иначе говоря — умиротворение, спокойствие, сосредоточенность, размышление, молитву».

До недавнего светская женщина-иконописец был экзотикой

В Польше интерес православной иконой усилилось 20 лет назад, сразу же после свержения коммунизма, рассказала Новостям планеты иконописец Эльжбета Курек-Яцковски. Тогда в городе Бельск-Подляски основали первую школу православной иконописи, которая воспитала полсотни иконописцев-профессионалов. Сегодня в Польше функционирует ряд иконописных мастерских и курсов, причем часть из них действует при католических монастырях.

Курек-Яцковски изучала иконопись в различных ячейках и странах, а недавно ведет курсы этого искусства при варшавском Музее иконы. Как она рассказывает, еще недавно женщина-иконописцец, а к тому же светский человек (не монашка), в Польше была экзотикой. Сегодня это изменилось, говорит она.

Иконопись изучают представители самых разных профессий — менеджеры, врачи, учителя, журналисты, юристы. Среди них много женщин. Что этих людей приводит к иконе? На этот вопрос госпожа Эльжбета ответила: «До недавнего времени я говорила, что это икона приходит к человеку — так, как молитва, то есть тогда, когда кто-то оказывается в сложной ситуации. Но теперь я вижу, что к иконе приходят также люди, заинтересованные искусством иконописи, это тоже неплохо, потому икона действует на человека и с этой стороны, она имеет большую силу ».
Участники курсов иконописи

Дарить икону стало признаком хорошего тона

По словам Курек-Яцковски, преимущественно современные польские иконописцы ориентируются на так называемую каноническую — византийскую икону. Именно поэтому они с интересом изучаются сакральное искусство православных народов, в частности украинской. Создание иконы, отмечает художница, это процесс не только технический, но прежде всего духовный. Занятия на курсах, которые она ведет, обязательно начинаются с молитвы, с размышлений над фрагментами из Священного Писания. Выпускники польских курсов иконописи по-разному используют приобретенные умения, говорит Эльжбета Курек-Яцковски.

«Есть лица, — рассказывает она, — которые создают специальные интернет-сайты. Они собирают заказы, пишут иконы в подарок на брак, на крестины. Есть также лица, которые пишут иконы только для родных и для себя. Это очень хорошая традиция, уже широко распространена в Польше. Дарить икону на брак — это признак хорошего тона ».

Эльжбета Курек-Яцковски настаивает также на том, что икона стала важным орудием экуменического движения, то есть сближения представителей разных вероисповеданий. Искусство иконописи, отмечает она, объединяет в Польше и православных, и католиков, и даже протестантов.

12.04.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий