Степан Макаров – адмирал, ученый, кораблестроитель

Степан Осипович Макаров появился на свет 8 января 1849 года в Николаеве в семье военного. Отец, Осип Федорович, был прапорщиком морской исправительной роты. Мать, Елизавета Андреевна Кириллова, – дочерью унтерофицера. Одноэтажный дом в Николаеве, где родился будущий флотоводец, сохранился до наших дней. Он находится на улице Адмирала Макарова, 4.

В девятилетнем возрасте, когда отца назначили служить в Сибирской военной флотилии, Степан с родными переехал в город Николаевск-на-Амуре (ныне Хабаровский край). Там он получил образование в морском училище. Участвовал в экспедиции русского флота к берегам Северной Америки. Этот поход состоялся во время гражданской войны в США, по согласованию с президентом этой страны Авраамом Линкольном.

Получив офицерский чин, Степан Макаров начал службу на Балтийском флоте, а затем и на Черноморском. С молодых лет обнаружил талант к научно-исследовательской работе. Он исследовал проблему повышения живучести кораблей, предложил делить корпус корабля на водонепроницаемые отсеки, устанавливать мощные помпы для откачки воды, использовать специальные пластыри как временное средство закрытия пробоины в корпусе корабля.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Степан Макаров командовал пароходом “Великий князь Константин” Черноморского флота. Вооружив корабль пушками и переоборудовав его на минный транспорт, он с успехом принимал участие в боевых действиях. Под командованием Макарова “Великий князь Константин” стал одним из первых в истории кораблей, катера которого в боевой обстановке применили минно-торпедное вооружение. В частности, в ночь на 24 августа 1877 года в Сухумской бухте миной был поврежден турецкий броненосец “Ассари-Шевкет”, а ночью на 26 января 1878 года на батумском рейде торпедами потоплен турецкая канонерская лодка “Интибах”. За эти успехи Макарова повысили в чине до капитана 2-го ранга, наградили орденом Святого Георгия IV степени и золотой саблей с надписью “За храбрость”.

После войны Степан Макаров женился на дочери капитана 1-го ранга Капитолине Якимовской. В браке родились дочери Ольга и Александра и сын Вадим, который также стал флотским офицером.

В 1880-х годах Степан Макаров активно занимался океанографическими исследованиями, совершил кругосветное путешествие на корвете “Витязь”, доказал существование двух течений в Босфорском проливе – одного из Черного моря до Эгейского, второе в обратном направлении. Опубликовал научную работу под названием “Об обмене вод Черного и Средиземного морей”.

В 1890-х Макарова повысили до чина контрадмирал, а затем и вицеадмирала. Он командовал эскадрами на Балтийском и Средиземном морях, был главным инспектором морской артиллерии, главным командиром Кронштадтского порта. Инициировал использование кораблей-ледоколов для освоения Северного морского коридора – пути морями Северного Ледовитого океана на Дальний Восток. По настоянию Макарова царское правительство заказало британской фирме “Армстронг” строительство в Ньюкасле мощного ледокола “Ермак”, способного преодолевать льдины двухметровой толщины. На этом корабле Степан Осипович совершил ряд арктических экспедиций, обследовал Землю Франца-Иосифа, после чего написал книгу “Ермак” во льдах”.

В начале XX века Степан Макаров имел авторитет самого талантливого адмирала Российской империи, храброго флотоводца и выдающегося ученого-новатора. Поэтому не удивительно, что сразу после начала русско-японской войны в феврале 1904 года его назначили командующим Первой Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре (ныне, Далянь, Китайская Народная Республика). Там, на Дальнем Востоке, Макаров занимался укреплением флота, обороной крепости с моря, организацией боевой деятельности. За короткий срок и в условиях превосходства японских сил ему удалось повысить боеспособность эскадры. Среди матросов и офицеров адмирал Макаров имел колоссальный авторитет.

Немало историков предполагают, что дальнейший ход и итоги войны могли быть другими, если бы не гибель Макарова 13 апреля 1904 года. Утром того дня флагманский броненосец 1-ой Тихоокеанской эскадры “Петропавловск” подорвался на мине, выставленной накануне японским минным миноносцем “Корю Мару”. За считанные минуты корабль весом более 11 тысяч тонн пошел на дно. Вместе с Макаровым погиб его штаб, более 600 матросов и выдающийся художник-баталист Василий Верещагин. Спасти удалось всего 80 человек.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий