Религиозная жизнь в Иране

В истории современный Иран назывался Персией. Персия считалась исторической областью, располагавшейся на территории Персидского залива. Ритмляне называли ее Фарсом. Здесь проживали первые племена, которые образовали так называемую династию Ахеменидов. А уже к 1935 году в странах Западной Европы, Персией стали называть современный Иран.

Персидская империя династии Ахеменидов — мощное государство-завоеватель. В ее владении находились земли Среднего, а также Ближнего Востока, начиная с середины VI века до нашей эры. В V-IV веке до нашей эры династия Ахеменидов завоевывает Грецию. В 331 году до н,э Александр Македонский одерживает победу в битве над царем династии Ахеменидов. Все земли Персии вошли в состав Греческой империи. Однако сразу же после смерти Македонского, часть земель перешла во владение Селевкидов, попав под влияние греческой культуры.

После падения царства Селевкидов образуется другое государство с крепкими устоями. Его создают парфяне, которые своей культурой были близки к персам. Таким образом возникает Парфянское царство – враг и соперник Римской империи. В 3-4 — веках нашей эры власть переходит к династии Сасанидов, она создает персидскую державу, независимую от Рима и Византии, с которыми вела постоянную борьбу. Цари из династии Сасанидов не желали оказаться под властью Рима или Византии, поэтому решили принять титул шахиншаха. Шахиншах имел больше полномочий, считался царем царей. В середине 7 века, Персия со своими землями вошла в состав Арабского халифата.

Персидское население приняло ислам. Шли постоянные завоевательные войны, один завоеватель сменял другого. Уже в начале XVI веке в Персии образуются другие шахские династии — Сефевидов (в 1736) и Каджар — конец XVIII века (в 1925). Чуть позже, Иран становится серьезным объектом соперничества между такими государствами как Великобритания и Россия. С трети XIX века Великобритания старалась подчинить Персию под себя. Шахский престол стало занимать лицо, подосланное великобританским правительством. Его стал возглавлять военный министр Реза Пехлеви.

Пехлеви в основном держал курс на Германию, но в довоенное время почему-то вернулся к Соединенные Штатам Америки. Его конкурентом стал Мосаддык, который стремился к независимости и национализации в нефтяной отрасли.

В 70-х годах шах вынужден был оставить навсегда Иран. После него, место занял шиитский лидер аятолла Хомейни, который возвращался из ссылки. Он провозглашает Иран исламской республикой. В конце 70-х годов несколько обострились отношения между соседними государствами — Ираном и Ираком. В 1980-1988 гг. Эти отношения приняли форму масштабной войны. Военный конфликт между странами прекратился только в 1988 году, когда государства заключили мирное соглашение.

После смерти Хомейни в конце 80-х годов был избран новый аятолла — Хаменеи. Иранское руководство начинает вводить достаточно жесткие прагматичные реформы.

Религии в Иране сегодня

На сегодня, Иран является мощным исламским государством. Население этого государства составляет около 78 млн. человек. Столицей Ирана является Тегеран . Крупнейшие города Ирана: Абадан, Исфахан, Керман, Мешхед, Тебриз, Урмия, Шираз. Государственная власть непосредственно воплощается через независимые друг от друга власти: законодательную, исполнительную и судебную. Эти три находятся под юрисдикцией аятоллы — мусульманского лидера Ирана. Аятоллу пожизненно выбирают священнослужители, которые представляют собой Совет старейшин. В республике исполнительную власть возглавляет президент Ирана, который одновременно является председателем кабинета министров.

Президента выбирают прямым голосование. Высшим законодательным органом считается меджлис. Меджлис — это исламский совет, который представлен однопалатным парламентом. В государстве проживает около шестидесяти этнических групп, иначе говоря племен. Местную большую часть населения составляют персы, проживающих в центральной и южной части Ирана. Ближе к западу располагаются гилянцы, мазендеранцы, талыши, а на западной части — бахтиары, курды и луры; с восточной — белуджи, пуштуны, таджики.

Вторые по численности этнические группы, в основном расположены в северо-восточной части страны, в основном среди них выделяются азербайджанцы (тюрки), арабы же размещаются на островах Персидского залива, а также в Хузестане (иранской провинции).

Форма правления Ирана — исламская республика. Борьба за автономию от государства ведется курдами. Официальным языком принято считать персидский -фарси. Наиболее распространенной государственной религией является исламский шиизм. Около 89% составляют мусульмане — шииты и только 10% — сунниты, 1% приходится на зороастрийцев и христиан.

Очень часто случаются межрелигиозные конфликты, в результате которых происходят фатальные случаи. Религиозный фанатизм или фундаментализм становится достаточно опасной вещью в руках человека, а поэтому следует быть осторожным, чтобы не задеть внутренние религиозные чувства.

В странах Ближнего Востока существует такая вещь как исламский фундаментализм. Этот довольно противоречивый термин был введен западноевропейскими единомышленниками для того, чтобы обозначить всякое движение, направленное на строгое соблюдение Корана и законов шариата (мусульманское право). Под фундаментализмом, мусульманский мир понимает различного рода увеличение численности террористических групп, ассоциаций или движений, которые свою деятельность направляют против уже существующих реформистских движений в исламе. Лидеры этих групп открыто критикуют светских лидеров и правителей арабских стран, которые не могут защитить общество правоверных мусульман (уммы), а также критикуют за невыполнение религиозных обязанностей перед мусульманским обществом, за продажность.

Вызов фундаменталистов был направлен против узурпаторской власти и связан с внутренними социальными проблемами в арабских странах. Во — первых большой резонанс вызвала политическая нестабильность, экономические просчеты, социальное неравенство (бедные, богатые), бедность, нищета, безработица, полное отсутствие перспектив для молодого поколения. Во — вторых — это нежелание и пассивность власти поддерживать свой народ.

Одной из самых распространенных ветвей ислама шиитского толка является шииты-двунадесятники. Они проживают в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ливане, в том числе и в Ираке. Шииты -двунадесятники появились в 14 веке. Их основателем стал шейх из династии Сефевидов — Исмаил, который провозгласил себя персидским шахом, а ислам шиитского толка-государственного религией в новообразованной стране. После исламской революции в Иране, согласно новой конституции был провозглашен ислам джафаритского толка официальной религией в государстве Иран.

Основателем школы джафаритского толка был имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик. При его помощи были созданы джафаритский мезхаб (школа, в которой изучалось исламское право шиитами-двунадесятниками). Сами же шииты уважают Джафара как шестого по счету имама, безгрешного носителя вилаята (руководства по приближению к Аллаху).

Из самых почитаемых праздников, больше отмечают рождение пророка Мухаммеда, его вознесения на небо и начало миссии пророка праздник Ураза-байрам праздник Курбан-байрам (жертвоприношения) обязательное соблюдение поста в месяц Рамадан, другие же являются общими праздниками: дни рождения имамов Али, Хусейна, Резы, Магди.

Праздник Гадир Хум — связан с последней паломнической поездкой пророка Мухамеда. Не менее важное внимание шииты уделяют дням траура, связанные со смертью Мухаммеда — великого пророка Аллаха, с гибелью шиитских имамов; с гибелью внука пророка Мухаммеда — Хусейна; днем ранения имама Али и его внезапной смертью; с датой смерти имама Джафара.

Кроме того, не следует забывать о священных местах шиитов. Первыми и важными местами для всех мусульман служат Мекка и Медина. Шииты почитают мечеть имама Хусейна в городе Кербили и мечеть имама Али — в Эн-Наджафе. К другим подобным местам относятся кладбища Вади, Джанат в Медине, особое место почитания занимает мечеть имама Резы в городе Мешхед (расположена на территории Ирана).

Если же принять во внимание историю, то можно увидеть, как довольно часто священные места подвергались надругательству и разрушениям после набегов ваххабитов (строгих последователей пророка в исламе), и других незваных гостей. Во время одного из таких набегов, сын Саддама Хусейна из Ирака пытался осквернить могилу внука пророка Мухаммеда, насмехаясь над телом усопшего, говоря: «Тебя зовут Хусейн, и меня тоже. посмотрим, же кто из нас сильнее». Стоя на танке у самой гробницы Хусейна, Хусейн Камель приказал открыть огонь. В этом же году появилась неприятная новость для Саддама Хусейна, его сын получил опухоль в головном мозге.

Осознав свой неправильный поступок, Хусейн Камель едет к могиле внука пророка Мухаммеда просить прощения у него. Потому, как и в исламе так же и в христианстве осквернение священных мест можно считать кощунством (высмеивание, издевательство, восхваленее), последствия для человека становятся фатальными.

Достаточно интересным явлением в Иране является древняя Персидский религия — зороастризм. Зороастризм возникает на территории Иранского нагорья в первом тысячелетии до нашей эры, особенно в восточных областях. Персидский религия распространяется среди стран Востока. С начала правления династии Сасанидов, религия стала основной и приобретает государственный статус. После длительных арабских завоеваний и внезапного падения Сасанидов, зороастрийское населения не сразу приняло ислам, а немного позже.

Незначительная часть зороастрийцев сумела сохранить свою древнюю веру, несмотря на притеснения со стороны мусульманского духовенства и власти. Сегодня на территории Ирана насчитывают около 50 000 сторонников зороастризма. В 1978-1979 гг. Большинство из них проживали в таких городах как Тегеран, Ахваз, Исфахан, Йезд, Керман, Хоремшехр, Шираз, и в их окрестностях.

Стоит отметить, что после арабских завоеваний, зороастрийцев разбросало по всему миру. В 7-10 веках произошло переселение зороастрийцев из Персии (Иран) в Индию. Проживают они в штате Гуджерат, с тех пор население зороастрйцев стали называть парсами. В Индии около 100 000 парсов, в Пакистане — 5000, в Канаде, США и Англии 3000, в Автралии — 200 человек, в Шри-Ланке -500. Небольшие сообщества зороастрийцев сосредоточены в Гонкози, Адене, Гуанчжоу, Сингапуре и Шанхае.

По статистическим данным 1976 в мире проживало 129000 человек, а согласно статистике за 2000 год численность зороастрийских общин возросло до 276 тыс.512 человек. Такая статистика на самом деле впечатляет. Даже в Иране, численность зороастрийцев с 60-х годов ХХ века составляла от тридцати до сорока тысяч, в 80-х гг. — 90 000, в 1996 г.-134000, а в 2000 г. 157000. В настоящее время Иран стоит на первом месте по числу зороастрийцев, второе место занимает Индия — 76 382, а уже третье место занимают Соединенные Штаты Америки.

Зороастризм отнюдь не является религией сектантов, Допускается даже такая мысль, что зороастризм в третьем тысячелетии снова может завоевать свои утраченные позиции, став одной из самых сильных. Однако это лишь предположение, на самом деле, как это может произойти нам пока неизвестно.

На сегодня, большее число зороастрийцев проживает в мегаполисе Кередж. Председателем религиозных сообществ Ирана является ее неофициальный общественный и религиозный лидер Ардашир Хоршидиан. Религиозная община Тегерана имеет свой храм огня, высшую школу, религиозно-общественные учреждения. Кроме того, сообщество имеет своего представителя в меджлисе. Этим представителем является Эсфандияр Ехтияри.

Второе сообщество зороастрийцев населяет город и пригород Езду, где располагается главная святыня Ирана — храм Атташ Вахрам. У зороастрийцев есть особые места паломничества — пиры, и их насчитывается около пяти. Третья часть религиозного сообщества располагается в городе Керман, здесь находятся два храма, а также храм-музей удивительной зороастрийской культуры. Храмы огня сосредоточены среди религиозных сообществ иранских городов Шираза и Исфахана. Кроме этих сообществ, другие проживают в городе Захедан.

Зороастрийский храм в городе Керман сохранился до нашего времени и существует благодаря благотворительности. Даже среди зороастрийской молодежи наблюдается веротерпимость по отношению к представителям таких религий как ислам, христианство и иудаизм. Поэтому зороастрийцы, которые переселились в столицу, проживали изначально в одном районе, а затем расселились по территории Тегерана и его пригородов.

Среди праздников, которые почитаются зороастрийцами, большое значение имеет Мехреган, 10-й Бахман, Новый год, во время которого присутствуют не только мобеды (потомки первых учеников пророка Заратуштры, зороастрийские священнослужители), но и руководство Тегеранского зороастрийского общества.

Почему сегодня тегеранские зороастрийцы не часто посещают храмы, отдавая предпочтение свершениям молитвы дома у алтаря. Молодежь перестает быть религиозной, перестает носить кушти (священный пояс), злоупотребляет курением, которое запрещено зороастризмом; предпочитает работать в государственных учреждениях; учится в высших учебных заведениях, желает заниматься банковским делом, торговлей, пытаясь таким привычный образ приспособиться к социально-экономическим условиям жизни. Руководитель зороастрийского общества в городе Керман Сорушьян, утверждает о недостаточности времени, которое может посвятить каждый зороастриец для религии и бога.

Многие священнослужители имели целью сохранить основные принципы и обычаи религиозного сообщества, а не только внешние формы зороастризма. Зороастрийцы сегодня одеваются в европейскую форму, только мобеды сохранили приверженность традициям зороастризма.

Храм зороастрийцев в Тегеране является крупнейшим книгохранилищем, в котором находятся более 1000 книг, ценных рукописей, написанных на восточных и западных языках, особенно уникальна речь пехлеви. Пехлеви является древнейшим языком предков современных последователей зороастризма.

Согласно Конституции Ирана от декабря 1979 по статье 13, иранских зороастрийцев и иудеев следует считать религиозными меньшинствами Ирана. Опять же перед зороастрийцами возникают проблемы политического, экономического и социального характера, наряду с другими религиозными меньшинствами. Зороастрийцы сегодня не принимают ни активного участия в жизни этой страны. Возникает вопрос: почему же они не участвуют в этом?

Ответ будет довольно простой: зороастрийцы по-прежнему преследуются сторонниками исламского фундаментализма. Преследований со стороны исламской республики Иран испытывают последователи веры Бахаи. Бахаи — это еще одна интересная религия, которая стала распространяться из Индии в Иран. На протяжении всей истории бахаи преследовались в Иране государственной властью.

Первый случай столкновения с жестоко настроенными религиозными властями состоялся в XIX веке, в результате погромов погибло около 20 000 верующих религии Бахаи. В прошлом веке бахаи ущемлялись Персидской династией. Некоторые из консервативных лидеров ислама считают веру Бахаи угрозой для мусульманского общества, поэтому и враждебно к ней настроены. Среди шиитских кругов в Иране наблюдается неприязнь по отношению к Священному Писанию бахаистив.

Это вызывает сначала недовольство мусульман, которые считают недопустимым заменять Коран другим писанием, исламская теология с этим не соглашается. С началом исламской революции, мусульмане Ирана прилагали максимум усилий, чтобы навсегда покончить с верой Бахаи. В 1980 году разъяренными фундаменталистами были привлечены и осуждены к смертной казни более 200 последователей этой религии, несколько тысяч были арестованы, допрошены, десятки тысяч из них остались без своей работы, были лишены пенсии и даже образования. Святых мест религиозного сообщества и кладбищ, материальная собственность конфисковывалась фундаменталистской властью.

Святые места бахаистив осквернялись, подвергались вандализму, уничтожались. В выступлениях на международных форумах в ответ на вопрос СМИ представители правительства Ирана очень часто говорят неправду, о дискриминации бахаистов, утверждая что ни одному иранцу власть не отказывала в доступе к образованию на религиозной почве. Однако существуют неоспоримые письменные факты, свидетельствующие о недопуске студентов в университет, если тот является представителем веры Бахаи.

В исламском государстве Иран насчитывается около 350 000 бахаистив. В 1983 году в Иране действовал запрет по организации веры Бахаи, она действует и сегодня. В конце 1998 года иранскими властями были арестованы более 36 преподавателей из Института высшего образования Бахаи. 19 декабря 2001 Генеральной Ассамблеей ООН была утверждена резолюция, в которой отмечалось то, что иранское правительство должно запретить дискриминацию и дать возможность, право полной свободы для того, чтобы бахаисты смогли свободно практиковать свою религию на их территории.

Иран реагирует на такие преграды агрессивно, в статье 14 республики отмечается, что правительство Ирана и все мусульмане должны с добротой и справедливостью относиться к религиозным меньшинствам, лица которых не являются мусульманами, уважать их права человека. Такой принцип действует в отношении тех лиц, которые не идут против государственной религии.

В конституции Ирана, в статье 26 указывается, что религиозные меньшинства свободны, но существует одно условие: они должны соблюдать нормы исламской республики, не нарушая принципов независимости, свободы и национального единства, которые существуют в Иране. Соблюдение строгих норм закона в исламском государстве, особенно в Иране является очень важным.

20.11.2016

ancient-ruins_175611-1680x1050

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий