Почему Apple не нанимает больше работников в США

Вы можете просматривать статью на новом iPad, одном из 30 млн., которые Apple продала в прошлом году. Или, возможно, вы читаете это на экране iPhone — что было бы неудивительно, потому что аналитики рынка из компании Mintel говорят, что iPhone 4 является самым популярным в Британии телефоном сегодня. Возможно, ваши дети неохотно откладывают свои плееры iPod, которых Apple продает по всему миру 5 млн. штук каждые три месяца (впечатляющие данные, однако это лишь половина от 10 млн. iPod, которые производили Джобс и его коллеги ежеквартально в течение 2008 и 2009 годов) . Однако, если вы действительно никогда не делали ничего из выше перечисленного, будьте уверены — ваш премьер-министр делал. «Это круто, сейчас я контролирую громкость динамика моего компьютера через свой iPad», — похвастался Дэвид Кэмерон Telegraph несколько месяцев после переезда на Даунинг Стрит № 10.

Как известно Кэмерону, Apple является олицетворением повседневной удобства. Но есть и другой взгляд на компанию. Обратите внимание на то, как она делает бизнес. И все эти iPhonе, iPod и iPad — уже не столько образцы дизайна и удобства: это устройства, которые разрушают рабочие места на Западе. И они делают это нещадно, потому что, если калифорнийский гигант производства составлял свои товары в США, а не в Китае, он все равно получал бы прибыли, которым мог бы позавидовать любой другой бизнес в США.

Я знаю, это — не ортодоксальные позиции. Когда журналисты и политики обсуждают пути, которыми западные компании ведут бизнес в Китае или где-то в Азии, они почти всегда исходят из того, что именно так должен делаться бизнес в наше время.

Это общепринятая логика глобализации, которая позволяет компаниям сохранять низкие затраты на производство, что позволяет рядовому американцу или британцу тратить меньше денег на покупки, и также позволяет бедным странам Востока развивать свою экономику. Дорогие рубашки все еще можно производить в Италии, элитные кухни составлять в Германии, но будущее массового производства неизбежно находится в Китае.

Компания Apple воспользовалась этого аргумента. В январе New York Times провела длительное исследование процессов производства одной из технологических фирм, которое началось с раскрытия разговора между Джобсом и Бараком Обамой в 2011 году. Президент спросил, почему продукты Apple нельзя производить в США. Наиболее уважаемый человек Силиконовой долины был откровенен: «Эти рабочие места уже не вернутся».

Многие согласны с такой оценкой. Отличная во многих аспектах статья New York Times с красноречивым заголовком «Что США потеряли от дiяльности iPhone». Но это не была вина Apple, которая не снимала американцев для производства своих товаров. Это вина правительства Америки. Американские рабочие не были достаточно опытные, их недостаточно учили инженерного дела.

Все это должно быть знакомо каждому, кто следил за Вестминстерскими дебатами о глобализации, где премьер-министры от Тэтчер до Блэра и Камерона, соглашались, что если Великобритания стремится привлечения работодателей, ее рабочая сила должна совершенствоваться. Студенты должны наращивать мозги и получать больше ученых степеней, взрослые должны переквалифицироваться или оттачивать свое мастерство.

Даже тогда британцы должны готовиться к постиндустриальному будущему, где они будут работать над дизайном и маркетингом, а китайцы (или индусы или вьетнамцы) производить товары. Такое национальное самоуничижение имеет то преимущество, по крайней мере, похоже на вид политики, но сомнительно, что оно само по себе действительно повлечет к привлечению крупных работодателей. Apple, наконец, размещал свое производство в США. Джобс хвастался, что его Maкинтош был «машиной, сделанной в Америке».

А согласно новому исследованию, предоставленному Guardian Центром по изучению социально-культурных изменений (Cresc), становится понятно, что Apple не просто может себе позволить производить товары в США — это может быть прибыльным.

Используя отчеты Apple и данные промышленности, ученые расписали стоимость производства одного продукта, в частности: широко популярного iPhone 4G, произведенного в Китае. Общая стоимость составления только одного телефона составляет $ 178,45. Сравните это с ценой продажи (в том числе загрузкой) в размере $ 630 и становится понятно, что Apple зарабатывает $ 452 на каждом телефоне: валовая прибыль в 72%. Стоимость китайской рабочей силы составляет незначительную часть расходов компании: $ 7.10 на каждом телефоне, что составляет плату за восьмичасовой рабочий день.

Итак, сколько будет стоить составление айфону в Америке? Команда Cresc взяла среднюю плату в электронной промышленности США — $ 21 в час, и подсчитала, что общая стоимость продукции увеличится до $ 337,01. Это большой скачок, — но он по-прежнему оставляет компании Apple валовую прибыль в 46,5% на каждом айфоне — уровень, который по оценкам Сукдев Йохал (Sukhdev Johal) с Cresc, вероятно, все равно сделает его прибыльным телефоном в мире. Так : видим две модели создания одного из самых популярных продуктов компании Apple, и две модели распределения прибыли.

Модель, сделанная в Америке, по-прежнему оставляет гиганта из Калифорнии прибыль, о котором большинство компаний могут только мечтать, но и позволит создать сотни тысяч рабочих мест в США в придачу. Это может вам показаться до смешного наивным, но это больше похоже на просветленный личный интерес: просто вспомните как Генри Форд поднял заработную плату, чтобы рабочие могли покупать его автомобили.

Модель произведена в Китае, с другой стороны, не принесла такой социальной пользы ни в стране компании Apple, ни в Народной Республике. В прошлом году Apple создал резервы наличности в размере $ 100 млрд. — больше, чем правительство США. Действительно, это так много, что компания попала в тупик, пытаясь их куда-нибудь пристроить. Тим Кук (Tim Cook), который является в настоящее время генеральным директором Apple, объявил несколько недель назад, что он начнет выкуп акций и выплату дивидендов инвесторам.

Среди других людей, которые выиграли от этой договоренности был сам Кук, который был вознагражден суммой в $ 376.3 млн. ценными бумагами Apple, когда вступил в должность в прошлом году. Эта куча акций в настоящее время оценивается на уровне около $ 634 млн. Люди, которые выигрывают от модели «сделано в Китае», — это крупные инвесторы и топ-менеджеры.

В случае с Apple, перенос производства не имеет целью уменьшения расходов клиентов — они по-прежнему платят огромные цены за последние модели телефона или планшетного компьютера. И речь не идет о выживании компании: она будет в больших прибылях, даже если вернуть эти заводы домой. В случае Apple, перемещения рабочих мест за границу направляет все больше денег тем, кто на вершине американского общества.

Это не только мой вывод или команды Cresc, он подтверждается Азиатским банком развития. В исследовании ранней модели iPhone, проведенном в 2010, эксперты АБР пришли к выводу: «Это поведение максимализации прибыли Apple, а не конкуренция, которая толкает компании на перенос всех своих производств в КНР».

Это разделение труда, безусловно, не слишком помог Китаю. Foxconn, который составляет эти айфоны, должен работать по условиям невероятно жесткого контракта с Apple, что заставляет его свести все затраты к минимуму. Это, несомненно, объясняет, почему Foxconn, чей список клиентов почти звучит как «Кто есть кто в мире смартфонов», испытывал постоянные проблемы с работниками, в том числе не менее 18 попыток самоубийства работников только в 2010 году.

После этой ужасной рекламы, Apple сделал давление на своих субподрядчиков, заставив их поднять рабочим зарплату и улучшить условия труда. Но они не прибегли к самому простому способу: заплатить больше Foxconn, и заставить его направить этот профицит на повышение заработной платы. Причина, почему мы сосредоточились на Apple, не в том, что это страшная компания, а потому, что она — показательна. Она стала историей успеха в бизнесе нашего времени: фирма, которую другие хотят подражать. И все же здесь есть парадокс.

Несмотря на весь шик и лоск своих продуктов, модель бизнеса Apple не является привлекательной а в долгосрочной перспективе, возможно, неустойчивой. Компания предоставляет субподряды на работы, которые не дают китайцам много перспектив экономического развития, и в то же время продает американцам и другим продукты, которые они хотят, однако, не имеют ни работы, ни доходов, чтобы позволить их себе купить.

Рост компании Apple до уровня первого среди равных в мире бизнеса совпало с более широкой социальной тенденцией: общим беспокойством по поводу упадка Запада. Некоторые из причин, почему Америка, Великобритания и другие находятся на пути вниз являются большими и абстрактными. Но некоторые из факторов, меньше и совсем под рукой, как и iPhone в кармане или Maк, что ждет вас дома.

04.05.2015

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий