Церковь Спаса на Берестове

Берестовым называлась очень крутая гора над Днепром. Она была покрыта густым лесом и по своей крутой высотой считалась неприступной со стороны реки », — именно так, по словам лаврского летописца, выглядела в древности местность над Днепром, неподалеку Печерских холмов.

Более тысячи лет назад эту дикую местность облюбовали киевские князья для обустройства там своих загородных резиденций. Вокруг княжеских хором делали «летние дворы» также бояре и богатые люди. И так мало-помалу в некогда непроходимых чащах берестового леса образовалось село с соответствующим названием — Берестове.

Князь Владимир Великий имел в селе двухэтажный каменный дворец. Здесь правитель отдыхал от государственной хлопотные охотой в окрестностях, а во дворце, не будучи еще христианином, развлекался с «наложницами, которых у него на Берестове было 200», — докладывает летопись. В такую ​​переделку, как объясняет автор «Повести временных лет», князь попал из-за непонимания того, что «женские прелести — это зло» и конечная станция блудной жизни «это ад».

Приняв христианство, разумеется, князь с наложницами завязал, и «жил в страхе Божием … так просветился сам и сыновья его, и земля его». 1015 в своем дворце на Берестове Владимир умер, но похоронили великого князя в Киеве, в Десятинной церкви. Берестовской резиденция была в фаворе у нескольких поколений киевских князей. Но особенно, по словам Нестора Летописца, «боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое». Обладатель, которого еще при жизни назвали Мудрым, начал на Берестове центр образовательной и книжной дела. Там князь Ярослав лично «уложил с помощью выбранных мужей» первый кодекс законов Киевской Руси, более известный как «Русская Правда». Этот документ датируется примерно 1051 годом и является древнейшей письменной памятником княжеской Руси. Составление «Правды Русской», как сообщает летопись, происходило «в Берестове, при церкви Святых апостолов».

И тут пришло время сказать, что кроме княжеского дворца и усадьбы челяди в состав села Берестовое входила дворцовая церковь. Историки и краеведы уже несколько столетий спорят на тему, кто и когда построил этот храм. И пока большинство сходится во мнении, что храм предстал в Берестове при князе Владимире, сразу после его крещении. Церковь Святых апостолов упоминается в летописи один раз — под 1051 годом. Несколько лет назад древняя хроника сообщает уже о монастырь и церковь Спаса на Берестове. Потому новый каменный храм на месте древней дворцовой церкви построил внук Ярослава Мудрого, князь Владимир Мономах.

Церковь Спаса на Берестове Церковь Спаса на Берестове была семейным склепом для киевских князей Мономаховичей. На протяжении XII века киевские летописи упоминают храм лишь по случаю кончины членов княжеской семьи. Год 1138 «преставилась Евтимия Володимерна и положена на Берестове у святого Спаса» Год 1158 «преставился Киеве Гюрги Володимирич (Юрий Долгорукий, — И.П.) князь киевский, в среду на ночь, а заутра в четверг положиша в монастыре святого Спаса ». Год 1173 «преставился благоверный князь Глеб, сын Юрьев … княжил два лета … тело его положиша у святого Спаса, в монастыре, где его отец лежит». В те времена Спас на Берестове был вдвое больше церковь Успения — главный храм соседнего Печерского монастыря.

Но таким он был недолго. 1240 во время Батыева нашествия «монастыри, храмы, дворцы, общественные и частные дома — все было осквернено, опустошен, сожжены», — пишет первый историк Киева Максим Берлинский. Тогда и «Берестове с княжескими палатами и церковью были отменены». От величественного княжеского мавзолея осталось несколько стен, два века зарастали травой и деревьями, пока за восстановление храма не взялся последний киевский князь Симеон Олелькович. Церковь восстановили в модном тогда готическом стиле, но 1472 после визита еще одного степного «паломника» — хана Менгли-Гирея она снова пострадала.

13.07.2012

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий